casio
Амбиции - это, по-вашему, хорошо или плохо? Нет, серьезно, амбициозный человек - это отрицательная характеристика или положительная? И нужно ли иметь амбиции? А если они у вас есть, что вам делать - радоваться или тревожиться? Вот сколько сразу вопросов, и все они связаны с одним-единственным словом: амбиции.

Красивое латинское слово "ambitio" - тщеславие, честолюбие, суетность (а в прямом значении - "хождение вокруг, обхождение, обхаживание"). А вспомнила я об иностранном слове "амбиции" потому, что в последнее время слишком уж явно изменило оно свое значение. И, как справедливо отмечает сайт "Культура письменной речи" (в Интернете это "Gramma.ru"), связано это, не удивляйтесь, с изменением общественного сознания.

Судите сами: и в латинском, и в польском, и в украинском, и в немецком, и в английском, и, наконец, в русском языках слово "амбиции" первоначально имело отрицательную окраску. Синонимы - спесивость, чванство, властолюбие, обостренное чувство собственного достоинства, гонор, спесь, апломб, зазнайство...

В общем, целый букет... Но со временем в западноевропейских языках слово "амбиции" приобрело и нейтральное значение - "стремление, чаяние, цель, предмет желаний". И что же? Именно в таком значении нередко употребляется сейчас существительное "амбиции" в русских текстах: "политические амбиции", "современные амбиции молодежи", "здоровые амбиции", "чемпионские амбиции"... Так вот, делают вывод специалисты портала "Gramma.ru": тут не обошлось без влияния английского эквивалента "ambition". По сути, в начале XXI века, на наших с вами глазах, произошло новое заимствование - уже не внешней оболочки чужого слова, а понятия, чуждого русским национальным традициям. Высокие "стремления, устремления, чаяния" вытесняются "амбициями". Такое вот предположение. А уж хорошо ли это или плохо - судить вам.
но в любом случае думаю,что в нашем мире развелось слишком много амбициозных людей...амбиции коих лишь показуха...

Комментарии
17.08.2009 в 09:02

"...человек замечательный, но, по-видимому, совершенно бессердечный" (с) Братья Стругацкие.
Амбиции у людей ЕСТЬ, были и будут, потому как это одна из движущих сил человечества. Они есть точно так же как есть тьма и свет, добро и зло, жизнь и смерть и так далее. Я думаю, что любое оценочное суждение предъявленное таких явлениям, это бессмысленная трата времени. Единственный способ узнать что такое для тебя амбиции, лично для тебя, плохи они или хороши, это если ты их имеешь, удовлетворить их при этом отслеживая результат. Если удовлетворение этих амбиций приносит радость и не мешает ощущение гармонии и что ты на своем месте, значит для тебя они хороши. Если нет - соответственно.

И да, безусловно общественное сознание изменилось, потому как потихонечку выползает из двухтысячилетнего плена христианской идеологии.
Эпоха сменилась, мозги меняются тоже. А не забывайте, христианство в той форме в которой мы его знаем сейчас, возникло в стране, веками находящейся под гнетом куда более сильного и более амбициозного Рима. Стране в которой люди поколениями были в силу своей неспособности сопротивляться, подчинены более сильным, мощным и умным врагам. Во многом Христианство с его идеями, возникло как средство для психзащиты. (собственно эту цель преследуют в той или иной степени все религии - психорегуляция социума).
Чтоб не сойти с ума, надо было верить, что сила и могущество на земле и все их проявления, ничего не значат, а те кто угнетен и претерпевает, на небе получат все, в то время как "амбициозные" стяжатели будут гореть в аду. Потом вокруг этого просто и понятного желания хоть как-то возвыситься над врагами, пусть даже прощая их (а какие еще у них были варианты, простите? только подставлять другую щеку...других опций политическая ситуация непредусматривала) , но хоть как-то внутри сохраняя чувство собственного достинства, наросло еще много чего другого....По большому счету, идеология любой религии, несет в себе как часть некой базовой вселенской истины (которая есть везде) так и уйму наслоений, налипших на нее в той среде где она формировалась.
Красивое слово ambitio пришло в романские языки из латыни. как вы правильно заметили. А латынь последние (чуть меньше чем 2.000) это у нас язык священников и церковников. Разве не понятны корни негативной окраски слова?
Вон, в православном христианстве, есть такой грех, называется любомудрие. :-) Знаете что означает слово любомудрие? Вовсе не то, что первое приходит в голову. Любомудрие - философия. Склонность к размышлениям и аналитической оценке реальности. Долгое время церковь считала это грехом. А философов - еретиками. Видите как меняется мышление с годами? И кто скажет, что обязательно в худшую сторону?
Сейчас про-христианские ценности, не состоятельные уже в нашем мире, в силу многих деталей о которых я не хочу говорить подробно, постепенно ухоядят в прошлое, ну и возникают новые, порой противоречащие тем, что были. Это нормально. Это естественная схема развития мира и социума. Старое умирает, дает место новому.
И все, так или иначе происходит в равновесии, потому как параллельно идеям гипертрофированной значимости социальных достижений, возникают идеи модного нонче дауншифтинга, как грибы после дождя вырастают маргинальные социальные группы, осознанно отказывающиеся от социальной гонки или вообще не желающие соотв. социальным нормам, такие как чайлд-фри, скажем и.т.д.
17.08.2009 в 10:21

скользкими ветрами ходим мы, древние звери
Согласна с ~Janosh~, амбиции были и будут всегда, и они не чужды даже русскому народу ;)
Думаю, что и амибиоциозных людей в мире не стало сильно больше, потому что соблюдается некая почти постоянная пропорция между ними и плывущими по течению. Я так считаю, потому что, на мой взгляд, за 2000 лет человечество в общем и целом почти совсем не изменилось в своём поведении.
А хорошо ли или плохо иметь амбиции... Вот у людей есть руки - это хорошо или плохо? = D
17.08.2009 в 11:54

Если бы я выбирала кем быть - я б стала совершенно потрясающей сволочью. Можно?)
Не хочу ни с кем спорить, но мне кажется, что сейчас амбициозность не такая уж большая проблема, да и здоровые амбиции это очень хорошо. Лично я стала замечать другую тенденцию, что на смену амбициозности приходит безразличие. В основном у тех, кому сейчас 16-20. У них нет амбиций, желаний и чаяний...
Вот, как сказали передо мной - плывущих по течению. Мне кажется, появилось слишком много людей, у которых нет надежд на будущее... Из таких людей у нас получается большая серая масса.
Насчет амбиций, я считаю, что нельзя впадать в крайности - плыть по течению, либо наоборот...стараться контролировать все. Нужно уметь соблюдать меру. Это сложно, но все же.
Когда, человек слишком амбициозен, это напоминает болезнь.
17.08.2009 в 12:24

"...человек замечательный, но, по-видимому, совершенно бессердечный" (с) Братья Стругацкие.
Blueberry Trish На мой взгляд, количество интеллекта на земле - величина постоянная, а население растет. :-)
Не удивительно что процентное соотношение серой массы становится больше. Реально ЖИВЫХ людей, способных думать, творить, действовать, да даже разрушать (разрушение требует тоже довольно много энергии) и перекраивать, их все равно гораздо меньше чем тех, кто просто проживает свои дни в рутине. И это тоже нормально.
17.08.2009 в 12:31

Если бы я выбирала кем быть - я б стала совершенно потрясающей сволочью. Можно?)
~Janosh~ да) это понятно)
мне кажется, что даже людей способных творить засасывает в рутину...
и, в последнее время, я сама стараюсь найти ответ, есть ли выход из этой рутины)

как ты считаешь бывают ли амбиции у серой массы?)
17.08.2009 в 13:25

"...человек замечательный, но, по-видимому, совершенно бессердечный" (с) Братья Стругацкие.
Blueberry Trish У серой массы преимущественно потребности. :-)
На мой взгляд, люди которые действительно способны творить, пусть даже только собственную жизнь (а это уже очень не мало) в серую массу не затянутся...просто не смогут.
17.08.2009 в 13:30

Если бы я выбирала кем быть - я б стала совершенно потрясающей сволочью. Можно?)
~Janosh~ хм...насчет потребностей согласна, но насчет творящих нет. слишком много примеров, когда творящие спивались или еще что-то...
17.08.2009 в 13:39

"...человек замечательный, но, по-видимому, совершенно бессердечный" (с) Братья Стругацкие.
Blueberry Trish Я думаю суть была в том, что их творчество для них было бегством, или способом попытаться привлечь к себе любовь других, за неимением любви в себе. Какое-то время на этом топливе из одиночества и психологических травм можно творить довольно успешно, но потом человек выгорает, и уж использует более простые и дешевые в плане энерго-затрат методы - алкоголь, наркотики, антидепрессанты, постоянная смена сексуальных партнеров и.т.д.
17.08.2009 в 13:45

Если бы я выбирала кем быть - я б стала совершенно потрясающей сволочью. Можно?)
~Janosh~ судя по твоему ответу, ты подразделяешь творческих людей, на бегущих от чего-либо и на остальных, так? что тогда делают остальные? что они хотят выразить своим творчеством?
17.08.2009 в 13:51

"...человек замечательный, но, по-видимому, совершенно бессердечный" (с) Братья Стругацкие.
Blueberry Trish Другие, я думаю задают вопросы и получают ответы, ищут себя, и то, чего им не хватает. Я так думаю, что есть люди которые создают что-то чего им самим особенно сильно в этом мире не хватает..истории которые не написаны, но очень хотелось бы прочитать и прожить, песни которые не спеты но хотелось бы спеть, картины...и.т.д. Это наиболее здоровый вид творчества, ан мой взгляд..менее зависимый от внешней оценки, и как следствие, менее травматичный.
17.08.2009 в 13:54

Если бы я выбирала кем быть - я б стала совершенно потрясающей сволочью. Можно?)
~Janosh~ согласна.
то есть самый здоровый вид творчества - он сам ради творчества, а не ради признания...?
надо это обдумать)))
17.08.2009 в 13:59

"...человек замечательный, но, по-видимому, совершенно бессердечный" (с) Братья Стругацкие.
Blueberry Trish Да. Потому что когда творчество идет ради признания и "любви" публики это самообман. Любовь нельзя таким образом получить, особенно если ее нет внутри. Можно получить восхищение образом, но публика никогда не полюбит и не примет ЛИЧНо творца...принимают и любят социальную маску, образ, то во что творец играет и то что онделает...и люди страдают из-за подмены понятий.
17.08.2009 в 13:59

"...человек замечательный, но, по-видимому, совершенно бессердечный" (с) Братья Стругацкие.
Blueberry Trish Да. Потому что когда творчество идет ради признания и "любви" публики это самообман. Любовь нельзя таким образом получить, особенно если ее нет внутри. Можно получить восхищение образом, но публика никогда не полюбит и не примет ЛИЧНо творца...принимают и любят социальную маску, образ, то во что творец играет и то что онделает...и люди страдают из-за подмены понятий.
25.08.2009 в 23:38

Шизофрения- это только начало
амбициозный человек - это отрицательная характеристика или положительная
Дуализм- это плохо. Нет ничиго однозначно хорошего или однозначно плохого. К тому же условно хорошее и условно плохое - НЕвзаимоисключаемые (могу опреться на авторитетного Сократа ,что бы не быть голословной). Амбиции, как и любая черта характера- личное дело каждого человека. нужны они или нет- соответственно, решать однозначно и утверждениями нельзя.
П.С. А искажения смысла слов со временем- неизбежность.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии