Шизофрения- это только начало
Давным-давно ,когда психология была по развитию ближе к пляскам шаманов, чем к науке ,был такой дядечка (имени не помню), который внедрил такое понятие, как "стимуляция к правильному поведению". Подопотное животное били несильным электрическим зарядом ,когда оно вело себя "неправильно" и...нет, когда оно вело себя "правильно" , животное ничем не награждалось. Результаты были достаточно хорошие. К слову сказать- стимуляцией правильного поведения пытались лечить психически нездоровых людей и трудновоспитуемых подростков, что приводило к внешне "правильному" поведению. Позже это запретили использовать на людях. Как бы.
Это вступление. Далее- не являються ли законы морали, совесть и.т.п. определённой стимуляцией правильного поведения? Например- среднестатистическому европейцу не придёт в голову, что можно съесть другого среднестатистического европейца ( далее- СЕ). Это считаеться нормой. Но тот же СЕ, в случае достаточно сильного голода, скорее всего задумеаеться над возможностью поглощения другого СЕ. И, вполне вероятно ,так и поступит. Аналогично действия человека из племени канибалов. Но разница есть. СЕ- будет мучаться совестью (вероятно). Человек, чъё воспитание изначально предусматривало возможность съесть себе подобного- не будет.
Вполне вероятно, что то, что мы понимаем под словом "человечность" внушенно определённой стимуляцией правильного поведения. Соответственно- это может быть ложным, навязанным понятием, непозволяющим понять себя и окружающих. Что характерно- в экстремальных ситуациях с угрозой для жизни столпы "человечности" не выдерживают и инстинкт самосохранения берёт верх над моральными принципами поколений.
Исходя из этого, можно наметить два основных смысла существования понятия "человечность" :
1. Пока ещё недостижимый идеал правильного поведения.
2. Ложные ценности.
В первом случае следует надеяться на духовную эволюцию в будующем, во втором- смириться с тем ,что если понятию "человечность" будут следовать ,то люди стремяться к деградации , т.к. искуственным путём загонят свой разум в клетку.
Это вступление. Далее- не являються ли законы морали, совесть и.т.п. определённой стимуляцией правильного поведения? Например- среднестатистическому европейцу не придёт в голову, что можно съесть другого среднестатистического европейца ( далее- СЕ). Это считаеться нормой. Но тот же СЕ, в случае достаточно сильного голода, скорее всего задумеаеться над возможностью поглощения другого СЕ. И, вполне вероятно ,так и поступит. Аналогично действия человека из племени канибалов. Но разница есть. СЕ- будет мучаться совестью (вероятно). Человек, чъё воспитание изначально предусматривало возможность съесть себе подобного- не будет.
Вполне вероятно, что то, что мы понимаем под словом "человечность" внушенно определённой стимуляцией правильного поведения. Соответственно- это может быть ложным, навязанным понятием, непозволяющим понять себя и окружающих. Что характерно- в экстремальных ситуациях с угрозой для жизни столпы "человечности" не выдерживают и инстинкт самосохранения берёт верх над моральными принципами поколений.
Исходя из этого, можно наметить два основных смысла существования понятия "человечность" :
1. Пока ещё недостижимый идеал правильного поведения.
2. Ложные ценности.
В первом случае следует надеяться на духовную эволюцию в будующем, во втором- смириться с тем ,что если понятию "человечность" будут следовать ,то люди стремяться к деградации , т.к. искуственным путём загонят свой разум в клетку.
А войны? А накрывание грудью абразуры? А Зоя Космодемьянская? Ведь все эти люди, все герои были воспитаны в практически тех же условиях, что и мы с вами. Но лично я бы поступила, как СЕ, упомянутый Вами.
Не является ли самоотверженность проявлением не человечности, но силы духа, принципов?
Накрывание грудъю амбразуры случаеться не только при порывах самоотверженности, но и под влиянием фактора толпы, аффекта и т.д.
Наверное, нужно пояснить- я сомневаюсь не в том, что люди не сопсобны на высокие порывы и соответсвующие им поступки- это не претит человеческой природе. Я сомневаюсь в том, что внушение моральных ценностей может способствовать возникновению подобных порывов. Никто не знает, как именно "правильно" и "хорошо". Как можно учить тому, чего не знаешь? Для социума это может быть опасно. Хотя бы тем ,что люди ( особенно дети, особенно до 30-и лет), чувствуя определённую нелогичность возникновения табу, могут пойти (и ведь идут) "против течения". Т.е. нарушая табу вне зависимости от собственных желаний. Просто потому, что предложенный вариант нелогичен и проще всего не искать что-то более приемлемое, а поступать наперекор.
Про воспитание в тех же условиях- люди, они разные. Разная реакция, выводы. Я верю, что хотя бы на 10% человек являеться тем, чем он являеться, а не только отображением окружающей действительности. Это, наверное, и спасает.